Регги в России
Растаман не только курит ganja, но и танцует рэгги. Музыка рэгги родилась на Ямайке в 60-е годы 20 столетия на основе нескольких культурных влияний – джаз, соул, zouk (музыка Антильских островов). В эти годы на «самом громком острове» происходили бурные социально-политические события, и музыка рэгги неотделима от «безработной улицы», социально-политического протеста. Новый стиль стал своеобразным отражением умонастроения чернокожего ямайца. Самым знаменитым исполнением рэгги был Боб Марли. Его называли «революционером с гитарой». Но революция, производимая им, была «революцией духа» и осуществлялась на метафизическом уровне. Рутс – особое звучание музыки африканцев – близко слову рэгги. Тексты рэгги представляли из себя заумь, загадочную и невразумительную. Боб Марли говорил: «Музыка рэгги – это вибрация всех светлых людей этого мира». Первоначально рэгги – культовая музыка, посвященная Джа. Этим она отличается от ска – музыки ямайских танцплощадок.
Предположительно, аббревиатуру Ska можно расшифровать как «shake it, catch it again!» По другой версии, Ska – имитация звука гитары, играющей синкопы на заднем плане. В 60-е годы русские слушали радио «Свобода», а вот ямайцы в 50-е, прильнув к радиоприемникам, жадно ловили позывные радиостанций, которые передавали из США джаз. Появилась ямайская обработка джаза. Новый популярный стиль и стали называть «ска». В Великобритании музыка ска стала известна как «ямайский блюз». Ска была очень популярной у британских «модов».
От музыки рэгги и ска отпочковалось несколько направлений:dub, rock steady, музыка диджеев и эмси (raggamuffin и raggatone). Наработки «даба» использованы в направлениях «техно» - house, jundle, ambient.
Регги в России
Были попытки перенести рэгги и на русскую почву, но многое в нем русскому человеку оставалось непонятным: например, причем тут горькая участь ямайских негров, если у нас своих проблем хватает. Традиционно протест принимал в России иные, более рациональные формы. Даже протестный рок 80-х апеллирует к левому полушарию мозга, а не к первобытному сознанию. Да и расслабленный ритм нам чужд: к расслаблению климат не располагает.
В России первым глубоким погружением в растафарианскую тему оказался опыт «Комитета охраны тепла» (группа образовалась в 1987 г. в Кенигсберге). Лидер группы – Олди (Сергей Белоусов) жил долгое время на Алтае и в Средней Азии. Подобно Бобу Марли, сидел в тюрьме. Ямайская музыка группы сочеталась с русскими текстами, в которые были вкраплены немецкие фразы: «Ich bin Soldat Jah!» В поведении Олди, как в группе, так и в миру преобладало индифферентное отношение к объективной реальности. И если ямайские раста боролись за права негров, то в жизни Олди также присутствовала борьба – борьба с системой. Система – это то, что противостоит свободному творчеству, «интеллектуальный фашизм».